Новости

Спектакль Центра Вознесенского «РыСи» пройдет в Александринском театре Санкт-Петербурга

Премьера спектакля пройдет 14 и 15 сентября.

БИЛЕТЫ

Режиссёр – Филипп Виноградов
Композитор – Анна Поспелова
Драматург – Элина Петрова
Перформеры – Ольга Власова, Игорь Витковский
Продюсер и куратор проекта – Юлия Гирба

Художник – Катя Эрдени
Видеохудожник – Петр Вознесенский
Художник по свету – Юрий Курамшин
Консультанты проекта– Надежда Таршис, Борис Констриктор (СПб)

Театральный проект Лаборатории Центра Вознесенского «Театр vs Текст» основан на уникальном поэтическом арт-материале. Это творчество двух интереснейших и крайне мало изученных авторов – трансфуристов Ры Никоновой (Анна Таршис) и Сергея Сигея (Сигов). Как и все проекты Лаборатории «РыСи» отталкивается от необычных текстов, в которых заложен феноменальный потенциал для самых неординарных театральных решений.

Пьесу специально для Центра Вознесенского написала питерский драматург, лауреат «Золотой Маски» Элина Петрова. То, что Никонова и Сигей учились и Петербурге, в ЛГИТМИКе, и после учёбы возвращались в город из своего родного Ейска, и многие перформансы реализовывали здесь, тогдашнем Ленинграде, где распространялся и их знаменитый журнал «Транспонанс», делает показ спектакля в Петербурге особенно значимым.

Спектакль «РыСи» — с одной стороны разбор забытой авангардной поэзии 1970-х, явно или опосредованно повлиявшей на развитие современной поэзии. С другой — попытка применить методы трансфуристов к их собственным текстам, разъять их и создать нечто новое. К поэзии трансфуристов театральное приближение происходит через литературоведческий материал, в который погрузились авторы «РыСи», – поэтому спектакль начинается как обычная лекция. А там, по ходу действия, приближение осуществляется через перформативные практики, – через попытку воспроизведения их перформансов (реэнакмент). И заканчивается исполнением нового, посвященного Никоновой и Сигею произведения – исполнением классического текста Мифа об Орфее и Эвридике на оригинальную, написанную для проекта, музыку Анны Поспеловой. 

Себя и близких поэтов Ры и Сигей называли трансфуристами — от слова «транспонирование», обозначавшего центральную идею их творчества: перевод существующего произведения, текстового или визуального, в другую тональность. Транспонировать – значит разобрать текст на составляющие, чтобы выстроить совершенно новое, причудливое и удивляющее аудиовизуальное произведение. В чём-то эта практика отталкивается от экспериментов футуристов, в чём-то напоминает распространившуюся значительно позднее практику блэкаута, когда чужой текст становится для поэта строительным материалом. Большинство собственных текстов и текстов других современных поэтов, они публиковали в журнале «Транспонанс», Самиздатовский журнал «Транспонанс» издавался Ры Никоновой и Сергеем Сигеем с 1979 по 1987 г. являясь главной, хотя не единственной, платформой творческих экспериментов. Со временем «Транспонанс» объединил вокруг себя фактически все ведущие силы экспериментального искусства Ленинграда и Москвы. Журнал позиционировался как логическое продолжение и развитие линии исторического авангарда, в первую очередь русского футуризма.
Творчество трансфуристов привлекает авторов «РыСи» многосоставностью. В этом оно очень современно, хотя своими корнями уходит к поэзии Крученых, Хлебникова и др. В их текстах сочетается поэзия, графика и музыка, так что визуальное отображение текста диктует его ритм и способ восприятия, и это не случайно, так как Ры имела музыкальное образование. Это не просто поэзия, это ещё и визуальное искусство. То, что можно и нужно не только слышать, но и видеть.

«В проекте заняты не классические драматические артисты, а исполнители, которых скорее мы называем перформерами, — люди, сочетающие музыкальные возможности и возможности пластики / движения, а именно Ольга Власова и Игорь Витковский. Мы ищем адекватное выражение темы через театральный язык, который позволяет по-разному, наиболее полно, взглянуть на авангардные поиски 1960-х, синтезировать разные способы выражения», — говорит Юлия Гирба, куратор театральных программ Центра Вознесенского.

Большое значение в проекте занимает видеоряд, созданный видеохудожником Петром Вознесенским. Пётр, также, как и художник спектакля, Катя Эрдэни, и как режиссёр Филипп Виноградов (лауреат Премии «Золотая Маска») – ученики Дмитрия Крымова.

В декабре 2021 года спектакль с успехом был показан на МАНДЕЛЬШТАМФЕСТЕ в Воронеже.

Лаборатория «Театр vs Текст» — долгосрочный проект Центра Вознесенского, направленный на изучение новых путей взаимодействия текста и театра и сценическое воплощение произведений, далеких от привычного понимания драматического. В планах лаборатории — работа с экспериментальными пьесами современных драматургов и изначально «не театральными» текстами: дневниками, прозой, стихами и автобиографическими форматами. За полтора года существования Лаборатории в Центре Вознесенского было создано 7 проектов, один из них «Современная природа» режиссёра Элины Куликовой по дневникам Дерека Джармена был показан на Новой сцене Александринки.
Автор и куратор Лаборатории – Юлия Гирба.