Лекция Владимира Солоненко «Феликс-Лев Збарский и книжный дизайн Оттепели»

6 октября в 19:30 исследователь и автор книг Владимир Солоненко прочитает лекцию о Феликсе-Льве Збарском, одном из ключевых графических дизайнеров Оттепели. Событие пройдет в рамках параллельной программы к выставке «Центр исследований Оттепели».

РЕГИСТРАЦИЯ

Феликс-Лев Збарский — советский и американский художник-график. Занимался иллюстрированием книг, мультипликацией, созданием карикатур, конструированием печатных изданий. В период с 1955 по 1971 год оформил 119 книг и альбомов. Был виртуозным рисовальщиком, за что получил несколько наград на Всесоюзном конкурсе искусства книги. К началу 70-х годов добился успеха, имел студию в центре Москвы, входил в круг избранных представителей советского искусства. Уехал из СССР в Израиль в 1972 году и был признан диссидентом. Вскоре улетел в США, где пробыл до конца жизни. 

В 1956 году, сразу после выпуска из университета, им были оформлены две знаковые книги того времени: «Избранные сочинения» Юрия Олеши (которого давно не издавали) и мемуары Ива Монтана «Солнцем полна голова». В них заметно стилизаторское дарование Збарского, который взял за образцы своих иллюстраций в одном случае графику самого Олеши, в другом — Рауля Дюфи. Художник с увлечением оформлял книги о театральном искусстве, драматургические сборники. Критики отмечали, что он решает иллюстрации как мизансцены, видимые из зрительного зала. Он участвовал в разработке оформления драматургических серий издательства «Искусство», подготовил там несколько книг как художник, дважды иллюстрировал сборники пьес Алексея Арбузова. Последняя книга, сделанная Збарским и вышедшая без упоминания его имени— драмы Фердинанда Брукнера.

Советский художник Сергей Бархин вспоминал о работе Збарского в издательстве «Искусство»:

«Это блистательное место было самым интеллигентным в Москве, собравшим лучших редакторов, авторов, художников, переводчиков, фотографов, ретушеров и так далее. Королем и всеобщим любимцем в „Искусстве“ был Лева, Лев Феликс Борисович Збарский — безусловно первый, лучший стиляга и плейбой Москвы и элегантнейший художник книги».

Лекция пройдет в рамках параллельной программы к выставке «Центр исследований Оттепели», первый эпизод которой открыт в Центре Вознесенского до 30 октября. ЦИО — не просто экспозиция, но самостоятельная историко-архивная лаборатория, цель которой — заново открыть миру забытые имена графиков, дизайнеров, поэтов и других мыслителей Оттепели. Выставка представляет промежуточные результаты исследований, над которыми ЦИО продолжает трудиться.

Три эпизода проекта открываются один за другим — в сентябре, ноябре и декабре 2022 года. Каждый эпизод состоит из нескольких выставок, над которыми работает команда ЦВ, а также приглашенные кураторы: искусствовед Анна Романова, музыкальный журналист Денис Бояринов, художник Павел Пепперштейн, сооснователь и редактор журнала и издательства «Шрифт» Рустам Габбасов, редакторы журнала «Искусство кино» Станислав Дединский и Наталья Рябчикова, а также переводчица и редактор журнала «Иностранная литература» Мильда Соколова. 

Эпизод I. 22 сентября  30 октября

  • «О-стиль и графический мир Оттепели». Куратор: ЦИО
  • «Завоевание московской богемы через шитье брюк». Куратор: ЦИО
  • «Аргонавты андеграунда. Графика 1950-х  1960-х годов». Куратор: Анна Романова

Первый эпизод складывается из трех выставок. В первом зале — экспозиция, посвященная графическому миру Оттепели. Центр исследований Оттепели отталкивается от понятия «О-Стиль», вбирающего в себя советский книжный дизайн 1956–1969 гг. Этот термин ввел в оборот исследователь Владимир Кричевский в книге «Графические знаки Оттепели». Центр представит тиражные работы известных героев «О-Стиля», вернет забытые имена выдающихся книжных графиков, а также расскажет, как тиражная графика оказалась на пересечении далеких миров длинных 60-х: андеграундного, богемного, официального, тиражного и художественно-литературного. Здесь же будет впервые показана часть архива поэта Андрея Вознесенского и Зои Богуславской. 

Во втором зале куратор и искусствовед Анна Романова представит выставку «Аргонавты андеграунда» — графику 50-х–60-х годов Анри Матисса, Пабло Пикассо, Анатолия Зверева, Стасиса Красаускаса, Евгения Кропивницкого, Юло Соостера, Юрия Соболева, Вадима Сидура, Владимира Яковлева. По мнению куратора, художники СССР, увлекшись графикой Пикассо и Матисса, занимались «ученичеством», чтобы ускоренно пройти «пропущенные» периоды модернизма. И пусть они повторяли формы и сюжеты, с которыми работали западные коллеги, им удалось создать новый, отечественный модернизм.

Третий зал покажет другие неочевидные сплетения — экспозиция выстраивается вокруг карты «Завоевание московской богемы через шитье брюк», составленной молодым Эдуардом Лимоновым. Приехав в Москву из Харькова, поэт по воле случая начал шить джинсы звездам московской художественно-поэтической интеллигенции 60-х и 70-х, благодаря чему обрел множество полезных связей. Выставка представит рукописи и графику Эдуарда Лимонова, Ирины Пивоваровой, Андрея Монастырского, Владимира Алейникова, Михаила Гробмана и Сергея Чудакова.

Дата и время

06 октября 2022
19:30

Информационные партнеры


pngimg.com - square_PNG7.pngpngimg.com - square_PNG7.pngLogo_black_stroke1.png  pngimg.com - square_PNG7.pnglogo2.png