Мероприятия

05 декабря 2022

Лекция «Эйзенштейн, Алимов и цветной мультфильм "Вятская лошадка"» кинокритика Николая Корнацкого

Лекции

5 декабря в 19:30 кинокритик Николай Корнацкий прочитает в Центре Вознесенского лекцию «Эйзенштейн, Алимов и цветной мультфильм "Вятская лошадка"» в рамках параллельной программы выставки «Центр исследований Оттепели. Эпизод II».

РЕГИСТРАЦИЯ

Новое оттепельное «Искусство кино» активно печатало классиков отечественного кинематографа, начиная с Сергея Эйзенштейна, способствуя возвращению его наследия. Художник-мультипликатор Сергей Алимов даже воплотил один из замыслов Эйзенштейна в жизнь, а именно – сценарий мультфильма «Вятская лошадка». Как ни парадоксально – или, наоборот, закономерно – практическая апробация теорий Эйзенштейна в те годы началась именно в анимации, а также в любительском кино.

Николай Корнацкий — кинокритик, историк кино. 

С 3 ноября по 11 декабря в Центре Вознесенского открыт второй эпизод выставки «Центр исследований Оттепели». Он делится на три разные экспозиции по залам: «Алфавит и Оттепель. Типографические опыты Соломона Телингатера 1950–1960-х», «Шестидесятые. Слова и образы» (совместно с Культурным центром «Искусство кино») и «Окно во все полушария» (совместно с журналом «Иностранная литература». Все экспозиции объединяет фигура Соломона Телингатера — одного из главных типографов СССР.

Регистрация на выставку

1. «Алфавит и Оттепель. Типографические опыты Соломона Телингатера 1950–1960-х». Куратор: Рустам Габбасов

Экспозиция под кураторством Рустама Габбасова, графического дизайнера, выпускающего редактора журнала и издательства «Шрифт», представит архив Соломона Телингатера — графика и крупнейшего типографа СССР. Среди экспонатов — обложки, шрифты и графические изыскания Телингатера в 1960-х. Выставка покажет, как менялась работа художника с рисованным и наборным шрифтом в период с 1920-х до 1960-х годов, а также расскажет о важном утопическом проекте Телингатера — так называемом «унифицированном алфавите» для языков на латинско-греческой основе.

Для выставки подготовлена реконструкция проекта — шрифт, который посетители смогут скачать по QR-коду и использовать в своих графических работах.  

Рустам Габбасов, куратор выставки:

«В октябре 1964 года в ГДР, в сборнике, подготовленном к празднованию двухсотлетия лейпцигской Школы графики и книжного искусства, вышел в свет доклад типографа Соломона Телингатера (1903–1969) «Об  унификации графем алфавитов, возникших на латинско-греческой основе». Это был проект, в котором соединилось шрифтовое мастерство художника и утопические мечты времен его комсомольской юности о едином алфавите для различных языков республик СССР. Центр Вознесенского и издательство «Шрифт» представляют реконструкцию унифицированного алфавита Соломона Телингатера и показывают профессиональный путь художника-типографа к своему выразительному проекту — возможно, наивному, но созданному с искренней верой в прогресс и осознанность народов мира». 

2. «Шестидесятые. Слова и образы». Совместный проект с Культурным центром «Искусство кино». Кураторы: Станислав Дединский, Наталья Рябчикова, ЦИО  

Во втором зале расположится выставка «Шестидесятые. Слова и образы», созданная совместно с Культурным центром «Искусство кино» и рассказывающая непарадную историю журнала. Киноведы Станислав Дединский и Наталья Рябчикова соединяют прямую речь кинематографистов-шестидесятников, публиковавшихся в журнале, и редкие документы из редакционного архива: обложки журнала 1950-х и 1960-х годов, созданные Соломоном Телингатером, эскизы художников и фрагменты постановочных решений этих кинолент. 

​​Наталья Рябчикова, историк кино, сокуратор: 

«В журнале «Искусство кино» Оттепель или, еще точнее, речь Хрущева на XX съезде партии стала началом нового периода, в который редакция сознательно и радикально меняла как содержание, так и внешний вид журнала. Главный редактор Людмила Погожева привлекла к оформлению обложки «Искусства кино» и созданию новых графических элементов на страницах журнала Соломона Телингатера. В свою очередь, критики, историки, кинематографисты сделали журнал настоящей ареной для споров, площадкой для переоткрывания забытых страниц в истории отечественного кино и для знакомства читателей с мировым киноискусством и, что еще более важно, тем местом, где деятельно поддерживались новые имена и проекты, включая Хуциева, Тарковского, Калика и многих других». 

«Искусство кино» — старейший в Европе журнал о кинематографе, издающийся с января 1931 года, на данный момент выходит раз в два месяца. В каждом номере публикуется около 50 больших текстов: обзоры фестивалей, интервью с главными кинодеятелями мира, анализ кинематографических трендов прошлого, настоящего и будущего, сценарии, кинопроза и многое другое. «Искусство кино» — отечественное киноиздание, уважаемое во всем мире, и один из немногих «толстых журналов», который не только не прекратил существование, но и продолжает активно развиваться.

3. Выставка «Окно во все полушария». Совместный проект с журналом «Иностранная литература». Кураторы: Мильда Соколова, ЦИО

Третий зал познакомит с наследием журнала «Иностранная литература»: в экспозиции также появятся обложки журнала, придуманные Соломоном Телингатером, фрагменты обширного архива иллюстраций и истории о звездных переводчиках журнала: Анне Ахматовой, Андрее Вознесенском, Рите Райт-Ковалевой, Норе Галь, Соломоне Апте и других. 

Мильда Соколова, переводчик, редактор, сокуратор:

«Практически в каждой советской семье на даче лежали пачки «Иностранной литературы» — журнала, который открыл читателю за железным занавесом Джона Апдайка, Джерома Д. Сэлинджера, Харпер Ли, Жан-Поля Сартра, Франца Кафку, Ивлина Во, Умберто Эко, Хулио Кортасара, Милорада Павича и многих других. Журнал стал окном не только в мировую литературу, но и в изобразительное искусство: другом редакции был Пабло Пикассо, Жан Эффель рисовал карикатуры, Ренато Гуттузо дарил эскизы».

Журнал «Иностранная литература» основан в июле 1955 года. Тогда, в начале Оттепели, писатели и художники смогли приоткрыть окно во все полушария – и напечатать Франца Кафку, Харпер Ли, Джерома Сэлинджера, Грэма Грина, пусть и вместе с румынскими коммунистами, чешскими партийцами, африканскими борцами с колониализмом. Центральным событием в истории журнала стал первый полет человека в космос — весь мир приветствовал Юрия Гагарина и Германа Титова со страниц именно «Иностранной литературы». Она стала литературной площадкой и выставочным залом для всех художников, которые хотели высказать свои эмоции. Мы предлагаем пережить их вновь. 

Центр исследований Оттепели (ЦИО) — платформа, объединяющая историков, культурологов, кураторов и специалистов из разных областей знания, занимающихся исследованиями периода советской культуры, который принято называть Оттепелью. В планах ЦИО — выставочная, издательская и образовательная деятельность, направленная на изучение новых и малоизвестных сюжетов 50–60-х годов ХХ века. ЦИО запущен Центром Вознесенского в 2022 году. 

Первый проект ЦИО —  выставка, состоящая из последовательно сменяющихся эпизодов, которые презентуют направления деятельности и первые результаты работы центра. Экспозиция исследует сюжеты, оставшиеся за скобками ее упрощенного описания, размышляет о пост- и контроттепельных сюжетах. 

Если Вы профессионально занимаетесь дизайном, Центр Вознесенского будет рад организовать Вам специальную кураторскую экскурсию по экспозиции. Для этого напишите по адресу: elizavetasmirn@gmail.com

В рамках выставки в Центре Вознесенского проходит сопроводительная программа, среди событий: лекции о кино, искусстве, кураторские экскурсии и переводческие семинары. Подробное расписание событий — на сайте ЦВ.

Работы и материалы для выставки предоставляют: Российская государственная библиотека, журнал «Иностранная литература», журнал «Искусство кино», Российский государственный архив литературы и искусства, Государственный центральный музей кино. 

Дизайн экспозиции: Анна Наумова, Кирилл Благодатских.

Дата и время

05 декабря 2022
19:30