Мероприятия

10 сентября 2022

Вечер Зои Богуславской и показ фильма «Зоя Богуславская. Мои люди», реж. Лариса Максимова

Кинопоказы

10 сентября в 19:00 в Центре Вознесенского состоится вечер Зои Богуславской и показ фильма режиссера Ларисы Максимовой «Зоя Богуславская. Мои люди».

РЕГИСТРАЦИЯ

Зоя Борисовна Богуславская — советская и российская писательница, прозаик, эссеист, драматург, литературный критик, искусствовед. Вдова поэта Андрея Вознесенского.

Именно благодаря Зое Богуславской и ее сыну, Леониду Богуславскому, в 2018 году на Большой Ордынке открылся Центр Вознесенского. 

С ранних лет Зоя Богуславская увлекалась литературой и театром. В школьные годы писала тексты для драмкружков и литературных вечеров. После окончания школы поступила в ГИТИС на театроведческий факультет, который окончила в 1948 году. В 1949 году она пыталась стать актрисой. Однако отказалась от этой идеи. Сама она вспоминала: «Актрисой я не стала совершенно сознательно. Было это так. Однажды иду мимо Малого театра и вижу объявление о наборе артистов во вспомогательный состав. Чем черт не шутит — подумала я, зашла, прочитала какую-то басню… На следующий день вывесили списки принятых. И моя фамилия — среди них! Я всю ночь не спала. Ходила и думала: вот я выиграла счастливый билет. И что теперь делать? И решила — нет, не хочу! Не мое! Дело в том, что я не могу ничего повторять по нескольку раз. Не способна одинаково сказать, сделать, я все должна придумать заново, по-другому… Совершенно очевидно, что я не смогу играть одну и ту же роль годами, как это принято у актеров. И не хочу!». Она поступила в аспирантуру Института истории искусства Академии наук СССР. Тема диссертации: «Советская драматургия московских театров».

В 1951 году в газете «Советское искусство» вышла ее первая критическая рецензия. После защиты диссертации работала редактором в издательстве «Советский писатель», читала лекции в Московском высшем театральном училище, заведовала отделом литературы в комитете по Ленинским и Государственным премиям. Зоя Богуславская стала широко известной после двух публикаций: «Брижит Бардо — последняя суперстар», которая появилась в «Литературной газете» и была тут же перепечатана почти по всей Европе, и «Девушкой можно быть раз в жизни», напечатанной в «Московском комсомольце». Последняя статья была написана по итогам встречи с десятиклассницами нью-йоркской школы. Зоя Борисовна спросила одну из них: «А вы уже замужем?». На что та ответила: «Куда спешить?», а продолжила фразой, и ставшей заголовком нашумевшего материала.

Последующие за этими публикациями рассказы и повести «700 новыми», «Защита», а потом книга «Американки» сделали Зою по-настоящему знаменитым писателем. Начав свой творческий путь как театральный и кинокритик, впоследствии Зоя Богуславская получила широкую известность как писатель новой волны. В конце 1960-х годов ей принесли известность статьи о театре и кино, были опубликованы монографии о Леониде Леонове и Вере Пановой. В 1967 году Зоя Богуславская дебютирует в литературе с повестью «И завтра», опубликованной в журнале «Знамя», которая сразу же была переведена во Франции. В начале 1970-х годов прозаические произведения Богуславской печатаются в журналах «Новый мир», «Знамя», «Юность». Большим читательским интересом пользовались её книги «Наваждение» и «Близкие». Перу писательницы принадлежат также две театрализованные «повести в диалогах» — «Контакт» (театр имени Евг. Вахтангова) и «Обещание» (в процессе репетиции во МХАТе спектакль был запрещён). Прогрессивная критика причислила её к писателям, близким к трифоновской школе прозы, открывающим новые стороны жизни современного человека, — консервативная критика обвиняла в аполитичности, увлечении психологическими глубинами человека. В 1960-е годы Зоя Богуславская стала создателем Ассоциации женщин-писательниц в России, затем Международной ассоциации женщин-писательниц в Париже. Зоя Богуславская владеет английским, немецким и французским языками. Она неоднократно выступала в университетах и на форумах в США, Франции, Великобритании, участвовала в книжных ярмарках (Франция, Испания, Германия, Великобритания и др.). Работала приглашённым писателем в Колумбийском университете в Нью-Йорке.

В 1991 году по проекту Зои Борисовны Богуславской была учреждена первая в России Независимая премия «Триумф» во всех видах искусства, в жюри которой вошли выдающиеся деятели культуры Ю. Башмет, В. Васильев, Э. Климов, А. Битов, В. Абдрашитов, Е. Максимова, А. Вознесенский, О. Табаков, В. Спиваков и другие, и одноименный Фонд, генеральным директором которого она стала. В 2010 году впервые прошло вручение молодёжной премии «Триумф» и учрежденная с фондом «Триумф-Новый Век» научная премия, которая вручается российским учёным, занимающимся фундаментальными и теоретическими исследованиями за «весомый вклад в развитие отечественной и мировой науки». В 1998 году издается 2-томник Зои Богуславской «Зазеркалье», куда входят основные её произведения. Книга выпущена издательством «Культура» и включает 52 фотографии из личного архива, с портретом и обложкой кисти известного художника Рустама Хамдамова, оформлением А. Коноплева. Творчество Зои Богуславской неизменно вызывало острый интерес, вокруг её книг развертывались дискуссии, многие из них в своё время запрещались цензурой. Основные произведения неоднократно переиздавались, переводились на французский, итальянский, английский, японский и многие другие языки мира. Во Франции были переведены четыре повести.

Особняком в творчестве писательницы стоит художественно-публицистическая книга «Американки» и в переиздании «Американки плюс», ставшие бестселлером и удостоенные нескольких призов за лучшую публикацию года. По сюжетам книги программой «Браво» в США была снята серия телефильмов. 

Дата и время

10 сентября 2022
19:00